Алтай 2011

Этот год отличался от прошлого довольно большой группой участников – семь человек. Трое мужчин и четыре девушки, причем три в высоких горах были впервые: одна из них – Оля, моя девушка, была со мною от начала до конца.Оля, крайняя справаМы решили навестить все Мультинские озера, перевалить в долину реки Крепкая через перевал Детский.  После чего планировалось, что группа разделится. Мы с Олей пойдем на озеро Куйгук (у нас в распоряжении было 12 походных дней), а остальные, пройдя через перевал Крепкий, пойдут более сложным и длинным маршрутом – Озера реки Тихая, озеро Тальмень, долины рек Кураган и Акчан. (20 дней)

Проведя первую ночь в горах на очень уютной туристической базе «Вечный странник», утром мы двинулись в путь.

Следующая ночевка уже была на Нижнем Мультинском озере. По сравнению с 2000 годом, оно встретило нас оборудованными столиками,домиками и берегом, щедро посыпанным привозной галькой. Несмотря на то, что озеро стало довольно цивилизованным, смотрелось все довольно уютно и как ни странно – органично.

Особенно сильное впечатление произвело озеро в сумерках:

Одинокий рыбак в безбрежности гор, воды и неба.

Дымка от костров, стелющаяся над поверхностью озера, и их причудливые отблески на берегу…

Отзвук далекого водопада.

И покрывающее все безмолвие…

Горные лилии росли рядом с палатками

Утром мы искупались в относительно теплой воде (16 градусов) и направились вдоль левого берега к Среднему Мультинскому озеру. Тропа там, за без малого 20 лет, почти не изменилась. Движение по ней, по-прежнему, не представляет никакой сложности: местами заболоченная, чаще ровная лесная, с корнями, оплетающими камни, не набирая высоты, она выводит к Шумам. Так все называют бурную протоку между Средним и Нижним озером.

Среднее озеро расположено метров на 30-50 выше Нижнего.

После небольшого подъема мы вышли на его берег, который не сильно изменился за прошедшие годы.

Легкий ветер гнал на нас небольшие волны, которые размывали отражение венчающих озеро снежных вершин.

Ощущение Космичности всегда охватывает меня, когда смотрю на открывающейся с берега вид.

На озере у меня впервые за много лет состоялась алтайская ню фото-сессия (спасибо Оленьке).

Утром мы довольно рано собрались, и, перейдя низом Шумы, пошли наверх до реки Поперечная, где предполагали остановиться на ночлег. Но около реки места не оказалось, и после недолгих поисков мы нашли уютную стоянку, метров 300 не доходя русла Поперечной, но зато на берегу Мульты.

Наша с Олей палатка стояла отдельно от остальных и довольно близко к реке. Мы, было, собрались искупаться, но Мульта там рядом с берегом совсем мелкая и пришлось ограничиться обливанием из ковшика.

На утро мы пошли на прогулку к Верхнему Мультинскому озеру. Если Нижнее и Среднее озера я видел последний раз в 2000 году, то Верхнее я не видел с 1992 года.

Озеро, благодаря заповеднику, вообще не изменилось.Бирюзовое озеро в чаше скалистых берегов. Сухие деревья, похожие на древних чудовищ.  Ветер погоняет легкие волны. Шум дальнего водопада. Стена кедрового леса за спиной.

Легкая усталость и сосредоточенность на ходьбе растворяются, и я ощущаю себя в центре живого…  родного пространства.

А вот какие впечатления оставило Верхнее озеро у Оли, впервые побывавшей в горах:

Ветер пытался сорвать с меня кепку. Я прижимала ее к себе и стояла в глубоком безмолвии. Не хотелось ни говорить с подругой, ни восклицать восторженно. Потом я ушла ото всех и села на корягу, лежавшую в воде.  Села и засмотрелась. Засмотрелась…, но не задумалась. Потому что мыслей у меня не было. Только очень новые чувства, сродни медитации — ощущение величия, серьезности и покоя…

После прогулки одна из девушек почувствовала себя очень плохо, решила, что она переоценила свои возможности и  снизила сложность своего похода, присоединившись к нам с Олей.

На утро основная группа перешла вброд Мульту и углубилась в лес на другом берегу, а мы втроем пошли обратно вдоль Мультинских озер к озеру Куйгук.

В районе озера с 2005года почти ничего не изменилось. Мы немного втроем постояли под водопадом, потом вдвоем с Олей ушли дальше наверх.

Водопад Куйгук

Девушка, которая пошла с нами, осталась в своей палатке под водопадом и оттуда гуляла по окрестностям или одна, или с новыми знакомыми…Ей предстояло дождаться основную часть группы, так как ее обратный билет был на более позднее число, чем наш.

Полюбовавшись озером Куйгук, мы пошли дальше туда, где было поменьше народу, и нашли хорошее место для стоянки, над одним из верхних водопадов и недалеко от ледника.

Озеро КуйгукТам мы пробыли три дня. Сначала сходили на перевал Куйгук, потом на ледник.

На перевале Куйгук

Ледник Куйгук

Наша палатка стояла в довольно уютном месте. Вокруг было много цветов, небольших водопадов и несколько маленьких озер. Среди этого мира было очень приятно просто гулять, купаться под водопадом и заниматься фото и видео съемкой.

На четвертый день, подгоняемые непогодой, мы вернулись к большому водопаду, и наутро ушли в Маральник, где нас ждали вкусный ужин и баня.

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.